Путешествие в страну катар.

Французские заметки — путешествие «Прованс- Лангедок- Руссильон- Лион» декабрь 2011.

Мы покидали Прованс,  отправляясь в регион Лангедок – Руссильон.  Ехали днем, за окнами мелькали живописные пейзажи. Поезд  делал остановки в симпатичных городках Ним, Монпелье, Сет.
В Нарбонне у нас была пересадка на другой поезд, которая не  вызвала никаких трудностей, между поездами было  около получаса. И уже региональная электричка довезла нас до вокзала  Перпиньяна, известного тем, что именно на  Перпиньянском вокзале Сальвадор Дали «пережил  нечто вроде космогонического экстаза, по силе превзошедшего все предыдущие. Мне привиделась точная картина строения вселенной. Оказалось, что вселенная, будучи одной из самых ограниченных вещей из всего сущего, по своей структуре, соблюдая все-все пропорции, точь-в-точь похожа на Перпиньянский вокзал — по сути дела, единственное отличие состоит в том, что на месте билетных касс во вселенной разместилась бы та самая загадочная скульптура, чья высеченная из камня копия вот уже несколько дней не дает мне покоя. Непроработанная часть скульптуры будет проквантована девятью мухами – уроженками Булду и одной-единственной мушкой, которая представит антиматерию.»
Дневник одного гения  С. Дали

Нас такие ассоциации не преследовали, тем более, что  сразу встретили милых девушек  Катю и Александру, с  которыми и

Перпиньян.

доехали  до отеля. Остановились мы  в забронированном отеле  Mercury center 3 *( 5-5 Bis Cours Palmarole, 66000 Перпиньан). Типичный французский сетевой отель, с отличным местоположением в центре, на бульваре, недалеко от старой части города. Уютный номер, просторная ванная, все необходимое в номере было. Бросив вещи, мы решили прогуляться  по вечернему городу.

Празднично украшенные пальмы, традиционная рождественская  ярмарка, живые и общительные люди — к нам обратилась пожилая француженка, которая только вышла из кинотеатра и посоветовала обязательно  посмотреть фильм, который ей очень понравился.
В Перпиньяне была какая- то радостная и доброжелательная атмосфера. Катя рассказала, что завтра мы поедем в Каркассон, и на обед у нас будет традиционное блюдо – косуле, на основе бобов, которые должны готовиться минимум 7 часов, видимо уже начали готовить, подумали мы.  К 19-00 магазины и лавочки уже закрывались, а ресторанчики и бары только открывались. Уже через час город буквально вымер, и мы, немного посидев в местном баре, тоже решили вернуться в отель.

Завтрак был не такой роскошный как в гостинице в Эксе, но вполне сносный, тем более что там присутствовали биопродукты, европейцы буквально помешаны на экологии.

Канал Дю Миди.

Канал дю Миди в Нарбонне.

Теперь нужно объяснить, почему нас вообще занесло  во Французскую Каталонию, так далеко от широких  «туристических троп» Парижа и Барселоны.  И если Прованс еще  можно как-то объяснить  любовью к произведениям Питера Мейла, то с крайним юго – западом Франции  вышла интересная история.  Моя спутница читала про Гранд канал во Франции и именно посещение канала должно было стать одной из главных целей путешествия.  Порывшись в сети, я обнаружила Канал дю Миди (Canal du Midi) построенный в XVII веке, он соединяет атлантическое побережье Франции со Средиземным морем. Протяженность канала около 240 км. Перепад высот  190 м.  На канале действуют более 90 шлюзов.

Но, к сожалению,  с середины ноября до  середины марта навигация на канале закрыта, и поэтому можно  только полюбоваться на него со стороны.  Катя нас пригласила приехать  летом или весной и прокатиться от Безье до Каркассона  на кораблике и насладиться видами и прекрасно отдохнуть.  Итак  утром мы отправились в страну катар , по пути останавливаясь на канале.

Нарбонна.

Первая наша остановка была в Нарбонне,  этот городок канал  делит на две части.  На берегах были пришвартованы баржи и яхты, как и в Италии прямо над мостиком через канал надстроены жилые  дома. Это так называемый  Мост продавцов, один из древнейших во Франции.

Катя рассказала, что  Нарбонна является депрессивным регионом, здесь осело много выходцев с Севера Африки, многие из которых живут на  социальные пособия. И правда, на мосту сидел единственный увиденный нами за всю поездку нищий. Такой рыжеватый , опрятный человек. Катя прокомментировала – «Вот теперь у нас и англичане попрошайничают!»

Собор в Нарбонне.

Нарбонна – город с тысячелетней историей,  основанный в 118 г до н.э., но о римлянах мало что напоминает, зато Средние века оставили грандиозные  постройки — Епископский ансамбль (Ensemble Episcopal), который  объединяет дворец архиепископов (Palais des Archeveques),собор, романский Старый дворец, два донжона 13 в. и готический Новый дворец (Palais Neuf). Мы осмотрели  Собор святого Жюста (Cathedrale Saint-Just-Saint-Pasteur), который начали строить в 1272 году, но так и не достроили, так как был возведен на фундаментах трех предшествующих построек, но после почти 70 лет строительных работ выяснилось, что для возведения собора необходимо снести крепостные стены, в чем епископам было отказано. В Соборе уникальные витражи XIII века.  Мы прошли через Крытый рынок (Les Halles) , получив как всегда эстетическое удовольствие от  взгляда на обилие   великолепных продуктов. Выпив кофе с круассанами, мы отправились дальше  в  Каркассон  — величественный город — крепость, сохранившийся в  границах в XIII  века.

Каркассон.

Как часто бывает в истории, для того что бы мы смогли увидеть что- то из прошлого,

Стены и башни Каркассона.

это « что-то»  должно  на какое- то время « потеряться» в истории. Так было с Помпеями — до нас дошел в сохранности древнеримский город, так было и с фресками Дионисия, законсервированными  в Рождественском монастыре Екатериной Великой — и теперь мы можем любоваться в глуши Вологодской губернии шедеврами XV  века .

В XII веке Каркассон – богатый, процветающий город, управляемый династией Транкавелей. Но желание молодого правителя найти истину и , как бы сейчас назвали «толерантность» по отношению к официальным врагам католиков – катарам, которые были признаны еретиками, привели к гибели города. Династия прервалась, жители покинули город.  Но грандиозные фортификационные сооружения – двойные крепостные стены, замок, Собор сохранились до наших дней.
Уже в XIX веке Каркасон   был восстановлен выдающимся французским реставратором Виоле-ле-Дюком.  И сейчас верхний город  с крепостными башнями и  южный каналом  Дю  Миди занесены ЮНЕСКО в фонд «Всемирное наследие». Именно в Каркассоне снимались многие сцены голливудских фильмов «Робин Гуд» с Кевином Костнером и «Жанна д’Арк» Люка Бессона. В Каркассоне долгое время жил Дисней и именно Каркассону мы обязаны многими сценами диснеевских мультфильмов.

Мы гуляли между крепостных стен, погода портилась. Казалось с минуту на минуту здесь начнется какое то действие – либо рыцарский турнир,  а может  вдалеке покажется вражеский отряд и все будут вынуждены прятаться за крепостными стенами.   Спрятаться нас вынудил налетевший ветер с дождем и мы зашли пообедать в ресторанчик  в старом городе. Заказали туристическое меню  состоящее из 3-х блюд — салат, основное блюдо – решили что это, конечно же, косуле и десерт. Все это стоило  – 17 евро на чел . В интернете можно прочитать как приготовить косуле за 1 час, ну наверное можно, но то что принесли нам, точно начали готовить если не вчера, то с утра  как минимум. Основой этого крестьянского  блюда являются белые бобы, сваренные   на бульоне из птицы и нескольких видов мяса, с добавлением трав, кореньев, и обязательно тулузских колбасок. Варится все это долго, фасоль пропитывается жиром, ароматами трав и  копченостей. Я до этого фасоль воспринимала только в виде лобио с орехами, но  французский вариант, совершенно непохожий  на то, что приходилось пробовать ранее, мне очень понравился.

Обед заканчивали сладостями – мармеладом и нугой, которые купили в соседней  лавке , кофе и приятными дамскими разговорами об особенностях  русских и французских кондитерских изделий.  Но нужно было возвращаться. Мы еще немного погуляли по крепости,  по количеству ресторанов, ресторанчиков и сувенирных лавок было понятно какая туристическая жемчужина досталась этому региону.

Люкат.

Ресторанчик на устричной ферме в Люкате.

На обратном пути  Александра решила проехать по побережью. Мы проезжали мимо знаменитых виноградников Руссильона, полей с  роскошными артишоками ( я вспомнила какими усилиями выращивала у себя на участке 3 хиленьких растения, которые так и не удосужились зацвести).

Повсюду стояли ветряки. Вообще этот регион является одним из самых ветренных , недаром  каждый год в апреле здесь  проводится « Праздник ветра» , а в его  рамках- этап кубка мира  PKRA по кайтбордингу.

Мы въезжали в Люкат. Очень красивое место.  Километры песчаных пляжей чередуются с уютными бухтами.  Множество недорогих кемпингов, апартаментов, частных вилл, которые тоже можно арендовать.  Мы ехали по косе, с одной стороны была лагуна, с другой море. В симпатичной марине ожидали весну белоснежные яхты.  Недалеко приютились устричные фермы, где за 7 евро можно отведать дюжину только что выловленных устриц, запивая вином из местных погребов.
Вот это и будет местом для проведения очередного  кайт- кемпа на майские праздники, решила я. Катя рассказывала и о других , не менее интересных, но не раскрученных возможностях региона – о сероводородных источниках,  центрах талассотерапии, винных дегустациях. Чем заняться найдется и мальчикам и девочкам.

Перпиньян.

Но мы вернулись в Перпиньян и решили подробнее осмотреть город. На бульваре, напротив отеля мы остановились у статуи обнаженной девушки, без рассказа о которой знакомство с Перпиньяном не будет полным.  Это была статуя одного из великих скульпторов XX века Аристида Майоля.
Майоль родился в Перпиньяне,    в городе установлено около 10 его работ.
Катя рассказывала о музе Майоля – Дине Верни, девушке из Одессы и ее судьбе. И вот так  стоя у  статуи, натурщицей для которой была Дина,  она говорит : «Когда я беседовала с Диной, она приезжала в Перпиньян незадолго до смерти по делам своего фонда». Катя была совершенно очаровано этой гениальной женщиной.  Дина участвовала в сопротивлении, дважды была арестована, и только заступничество Майоля оставило ее в живых. После его смерти  Дина стала наследницей  всего состояния и  всех коллекция Майоля. Она поддерживала молодых неофициальных художников Кабакова, Шемякина, и др . Она увлеклась шансоном и записала на русском языке  диск лагерных песен.

Подробнее о Дине и Майоле вы можете прочитать здесь   .

Мы гуляли по  городу, который 70 лет был столицей королевства Майорка, на башне замка развивался  желто-красный каталонский флаг  напоминая, что до Испании каких то 30 км. Но местные жители не  торопятся стать испанскими подданными, предпочитая культурную автономию.

В старом городе обнаружилось множество небольших модных бутиков, с очень симпатичными коллекциями. Катя  очень интересный собеседник и великолепный гид.  В Москве она закончила Строгановское  училище, а уже  во Франции, в Перпиньяне – университет. Мы бродили по бутикам, Катя давала модные советы, что стоит покупать, а что не стоит в новом сезоне. С ее помощью мы подобрали несколько симпатичных комплектов.  Вечер традиционно завершили в баре.

Договорились утром попить кофе в типичной французской кондитерской, т.к. поезд на Лион отправлялся  только около 11 утра.

Утро в Перпиньяне было прекрасным, светило солнце, днем обещали до 20 градусов  тепла. Мы сидели в уютном кафе, наслаждаясь жизнью, кофе, французскими пирожными макаронс с каштановым кремом, разговорами обо всем.  С нашими французскими подругами мы обсудили проблемы воспитания детей, особенности школьного обучения и тестирования  во Франции и России, отличия русских мужчин от французских. Узнав , что в Лионе нам предстоит провести несколько дней Катерина задала тон нашему дальнейшему путешествию сказав, что  Лион – это по-настоящему французский город.  Город, в котором люди говорят на хорошем французском языке, едят настоящую французскую еду,  архитектурный ансамбль которого плавно развивался более 2000 лет. И нам обязательно понравится.