Начало путешествия по Провансу.

Французские заметки — путешествие «Прованс- Лангедок- Руссильон- Лион» декабрь 2011.

Марсель.

Как и договаривались, на перроне в Марселе нас встречала гид Лариса. Но так как поезд  слегка задержался, мы приехали в Марсель уже ближе к вечеру.

Быстренько загрузились в машину, которой управляла Дениз  ( к  рассказу об этом уникальном человеке вернусь позже), мы  отправились на экскурсию по городу.

Марсель раскинулся на берегу Лионского залива Средиземного моря. Засветло  мы смогли посмотреть только на музей Изящных искусств, построенный, как я поняла, на огромной цистерне,  которую наполняет вода реки Дюранс. Далее сумерки сгустились, и мы знакомились с городом в романтической атмосфере зимнего вечера.

Мы проехали по центральной улице Ла Канбьер, посмотрели на Старый порт, послушали романтическую историю основания города греками.

Старый порт действительно очень красив,  это огромная марина в которой стоят множество яхт, лодочек, рыбацких шхун. Вход в порт защищают 2 огромных форта – Святого Николая и Святого Иоана.

Вдали светился огнями замок Ив, но в наших планах экскурсия в замок не значилась. Далее  мы проехали по набережной, заглянули в небольшие лагуны, в одной из которых снимались фильмы  с Фернанделем, именно там  находится знаменитый ресторан «Ше Фонфон» о котором пишет Мейл во второй книге « Еще один год в Провансе», но т.к во Франции вечером рестораны начинают  работать с 20-00,  все было закрыто, жизнь  на время замерла.

Дениз везла нас по  серпантинам  к Базилике Нотр дам де ля Гард.

Базилика Нотр Дам де ля Гард в Марселе.

Базилика построена на вершине 154 метрового холма и является самым посещаемым туристами и паломниками объектом.

Храм на этом месте стоял с древнейших времен. Уже в 5 веке нашей эры, во времена нашествия гуннов Атиллы,  жители молились Пресвятой Богородице и были услышаны. Туман накрыл город и грозный завоеватель прошел мимо.  Базилика много раз перестаивалась.

По словам нашего гида, сейчас сюда приходят помолиться, попросить о заступничестве Деву  Марию представители различных конфессий, а том числе и православные и даже мусульмане, который  много в Марселе. Базилика  возвышается над Марселем, и со смотровой площадки отрывается захватывающий вид на  Марсель, Старый порт,  окрестности. Ночью Марсель светился тысячами огней, раскинувшись на берегу моря на несколько километров. Это производит захватывающее впечатление.

Базилика закрывалась в  18-15 .  Мы успели зайти в храм,  полюбоваться  великолепными мозаиками и  поставить свечки, по совету Ларисы, загадав желание.  И тут нас вежливо попросили  освободить помещение , тк.  Базилика закрывались на уборку. А вечером здесь должен был проходить концерт духовной музыки, в котором должна была принять участие  наша прекрасная Дениз.

Проехавшись еще немного по городу, в тоннелях,  слегка почувствовав себя героями блокбастеров «Такси», мы отправились в свою гостиницу в Экс- ан –Прованс, который расположен в 25 км от Марселя.

Экс ан Прованс.

Экс был  основан римлянами во 2 в до нашей эры, а римляне как известно к выбору места для города относились очень

Фонтан Ротонда в Экс-ан-Провансе.

ответственно. И Экс-ан-Прованс  хорошее этому подтверждение.  Однако, вечером,  когда мы прибыли в этот симпатичный городок ничто об этом не говорило, центральный бульвар был украшен праздничной иллюминацией. Жители  гуляли, выбирая  подарки  на рождественской ярмарке. Кстати, для марсельской молодежи считается хорошим тоном  поехать в Экс на дискотеку или отдохнуть  в местном клубе.

Мы разместились в замечательной гостинице Aquabella  3* (2 ruedesétuves 13100 AixenProvence)

Сил ни на что не оставалось, и, едва достигнув своего номера, мы упали в объятия Морфея, благо постели в гостинице очень удобные.

Конечно, я хочу немного больше рассказать о нашей гостинице. Для 3* гостиница более чем приличная.

Бассейн в гостинице Aquabella 3* в Эксе.

Гостинице Aquabella   расположена на месте древних римских терм. Утром мы осмотрели их развалины.
В гостинице есть неплохой СПА- центр, открытый  бассейн с минеральной водой, многие парижане приезжают на выходные в Экс.
Номера просторные, удобная ванная комната, в номере были обнаружены  тапочки и  махровый халат.

Завтрак был роскошный – кроме стандартных гостиничных хлопьев и нарезки,  несколько видов сыра, различные колбаски,  жареный бекон, омлеты, фрукты,  апельсиновый фреш, кофемашина  и т. д.  И качество продуктов  тоже  на высоте.

Гостиница очень удобно расположена,  у крепостной стены, недалеко от всех основных достопримечательностей. Поэтому  второй день путешествия  начался с прогулки по Эксу.

Было раннее воскресное утро, город спал. Мы гуляли по  удивительно уютному  буржуазному городку. До середины 19 века он был столицей Прованса.

Издавна в этом престижном месте селилась знать, интеллигенция, художники и писатели.

Это родина Поля Сезанна, в Эксе он провел большую часть жизни.

Мы полюбовались прекрасным собором  Сен-Совёр (Cathedrale Saint-Sauveur; V-XIII в.в.).

собор Сен-Совёр в Эксе.

собор Сен-Совёр (Cathedrale Saint-Sauveur; V-XIII в.в.) в Эксе.

Самая старая часть храма это баптистерий 5 века. Но по преданию основание этого храма относится к апостольским временам и проповеди в Марселе и Эксе Св равноапостольной Марии  Магдалины и Св Максимина. Но об этом я расскажу позже в отдельном посте.

Позже я узнала, что в этом соборе хранится стопа апостола Андрея Первозванного.

Мы посмотрели на готическую церковь Сен-Жан-де-Мальт (Saint-Jean-de-Malte; XIII в.).  Прогулялись  по кварталу XVII века Мазарини (le quartier Mazarin) и  роскошному бульвару Мирабо (le Cours Mirabeau).

На бульваре горожане  в различные исторические эпохи построили несколько фонтанов, причем вода в некоторых теплая, а в некоторых холодная – это природные минеральные источники. Вообще Экс называют городом 100 фонтанов, действительно фонтаны, фонтанчики, ручейки встречаются в самых неожиданных местах.
На одной из площадей развернулся  живописный воскресный рынок.
Начался сезон сбора трюфелей, поэтому эти ценные грибы, которые стоят 1 евро за 1 грамм, тоже можно было прикупить. Мы, получив эстетическое удовольствие от многообразия красок и ароматов, т.к путешествие только начиналось, отправились на встречу с Дениз и ее  автомобилем.

Обычно, русские туристы из Марселя едут на Лазурный Берег. У нас же были другие планы, наш путь лежал в Авиньон – город, где почти 70 лет располагался папский престол.

И пока мы преодолеваем расстояние в 80 км я хочу немного рассказать о наших радушных хозяевах.

Гида нашего зовут Лариса, последние 15 лет она живет в Марселе. Любит работать с группами и индивидуалами,  человек интересный и высокообразованный.
Вся история Прованса, логично рассказанная Ларисой, уложилась в наших головах, как на полочках. Сказывается преподавательский опыт.

А  нашим водителем была шикарная француженка по  имени Дениз.

Мы и наша водитель Дениз.

Дениз – 75 лет.

Она супруга хозяина большой транспортной компании, собственно автомобиль как раз и принадлежал этой компании. Когда ей становится скучно сидеть дома, она работает водителем с  индивидуальными туристами. А вообще- то Дениз – профессор консерватории, руководит хором  из 150 мальчиков, поэтому ей так важно было присутствовать   на концерте в Базилике Нотр Дам де ля Гард. В молодости, она мечтала стать автогонщиком, но потом выбрала музыку. И до сих пор успешно сочетаем эти два увлечения. А еще она занимается йогой, катается  на горных лыжах, варит нугу и различные сладости для внуков и правнуков. Вот такого удивительного и жизнерадостного человека мы повстречали.

Что мы оставили для следующего раза: если  мы еще раз попадем в Прованс, обязательно остановимся в  этой же гостинице и все же сходим в СПА. Поедем на гору  Сен- Виктуар, «героиню» более 50 полотен Сезанна , побываем  в  кафе des Deux Garcons, посетителями которого в разное время были Золя, Жирардо и Кокто. И конечно же закажем  дегустацию вин в местных доменах.