«Бонская богадельня « Les Hospices de Beaune »

Сергей Троянк
(Лицензированный гид, карта Министерства Культуры Франции )

Каждый год весной, когда открывается навигационный период по Соне и Роне, множество туристов и паломников отправляются на экскурсии небольшой  французский город Бон (Beaune), расположенный у слияния рек Эг (Aigue) и Бузез (Bouzaise),  окруженный остатками крепостных стен и башен.

Бывшая резиденция герцогов Бургундии  превратилась сегодня  в столицу бургундских вин благодаря престижным  винным угодьям. Знатоки  и любители вина приезжают сюда, чтобы пройтись по винным погребам и продегустировать знаменитого на весь мир бургундского вина. Многие погреба занимают несколько сот метров и находятся внутри бывших крепостных стен города  и в часовнях, которые были национализированы во время Великой Французской Революции , а затем проданы с молотка.

Но главной архитектурной жемчужиной города, его символом,  является Бонская Богадельня, которую ежегодно посещают более 400.000 туристов и паломников.

Расположенная в самом центре города Богадельня или, как часто ее называют во Франции, «Хосписы» привлекает внимание не только своими готическими шпилями и разноцветной кровлей , но и уникальной историей  строительства. Никого не оставляет равнодушным человеческий подвиг идейного вдохновителя создания госпиталя  Николя Ролина и его супруги Гигонь де Салин (Guigone de Salins)

Здание Бонской Богадельни, не имеет себе равных на территории Европы ни по размерам воздвигнутого сооружения, ни по великолепию и роскоши, которая предназначалась для бедных.

Несмотря на то, что центральное историческое здание было преобразовано в музей, Бонский Хоспис до сих пор остается действующим зданием больницы  и представляет  собой громадный больничный комплекс,  который принимает на лечение до  515 больных.

История создания Госпиталя.

История создания этого шедевра бургундского зодчества восходит своими корнями в позднее средневековье.

 После столетней франко-английской войны, когда  было подписано Арраское соглашение (le traité d’Arras) о перемирии  в  1435 г. между герцогом Бургундии  Филиппом Добрым (Philippe le Bon, 1396-1467) и королем Франции Карлом VII (Charles VII, 1403-1462),  многие города и села Бургундии были разорены. На дорогах разбойничали банды нищих и мародеров.  От голода умирали тысячи людей. Были даже зафиксированы случаи каннибализма.

Именно в это непростое для Бургундии время, в 1441 г., Николя Ролин (Nicolas Rolin, 1376-1462), канцлер герцога  бургундского Филиппа Доброго, предложил построить госпиталь для бедных, больных, и паломников направляющихся в Сантьяго де Компостела (Saint-Jacques— de-Compostelle). Здание задумывалось построить как «Дворец  для бедных». Ничто в нем не должно было уступать дворцам королевских вельмож ни по своей архитектуре, ни по своему внутреннему убранству и декору.  

Деньги, по тем временам огромную сумму, на постройку небывалого до сих пор сооружения выделил сам канцлер Николя Ролин.

На архитектуру Бонского госпиталя повлиял тот любопытный факт, что в  15 веке Фландрия входила в состав Бургундского княжества. И Николя Ролин, будучи государственным чиновником, частенько наведывался по делам во Фландрию. Там он и взял за архитектурный прототип для постройки будущего «Дворца для бедных» здание госпиталя святого Якова в Валансьене (Valenciennes).. За постройку госпиталя отвечали  Жан Рато (Jean Ratheau) и Гийом Ля Рат (Guillaume La Rathe ).
Здание было воздвигнуто за короткое для той эпохи время, — 8 лет! 

Николя Ролин и дело  всей его жизни.

Nicolas_Rolin

На закрытых створках полиптика в будничные дни больные могли созерцать создателей Бонского Хосписа Николя Ролина и его жену Гигонь Де Салин

Бонская богадельня стала главным делом жизни Николя Ролина и его последней супруги Гигонь де Салин (Guigone de Salins), от которой он унаследовал в качестве приданного громадные земельные угодья.
Доброта и меценатство канцлера вызывает множество вопросов, на которые и сегодня трудно ответить.
Возможно, что Николя Ролин,  искал свое спасение и прощение перед Богом и смертными мира сего в постройке «Дворца для Бедных».
Никто не знает, как канцлеру удалось  сколотить  громадное состояние, когда Франция и Бургундия  погрязли в междоусобных распрях и в войне с Англией.

Имущество Николя Ролина оценивалось  по тому времени в огромную сумму. Помимо денег и ренты, канцлер владел 25-ью  замками и многими землями и виноградниками.

Получив индульгенцию от папы Римского Евгения IV и одобрения герцога Бургундии Филлипа Доброго, который освободил будущий госпиталь от всех пошлин и налогов,  Николя Ролин в  1443 г приступил  к постройке Бонского Хосписа.

Пока возводилось здание,  канцлер Ролин работал над уставом Богадельни, определяя нормы и статьи будущего госпиталя. В Уставе была статья, согласно которой управлять госпиталем должны были только наследники Ролинов. Предсмертная воля канцлера  выполнялась вплоть  до Великой Французской Революции 1789 г.

31 декабря 1451 года отенский епископ торжественно освятил часовню Бонской Богадельни, а 1 января 1452 г. в больницу поступил первый больной. Так началась история знаменитого на весь мир Бонского госпиталя. За пять веков существования Бонской  богадельни, больница приютила в своих стенах тысячи больных. В 1971 г. последний больной был перемещен в новый корпус больницы. Старое здание превратилось в полноценный музей.

Здесь лечат души и тела нищих, больных и страждущих!

Сегодня музей госпиталя представляет собой большой комплекс включающий  центральный зал для больных с часовней, палаты святого Гюга (Saint Hugues) и святого Николая, зал, где выставлены медицинские инструменты,  фармацевтический зал, кухню, и залы, где представлены шедевры 15-17 веков, гобелены и полиптих «Страшный Суд».

beaune-hospices_4

зал по своей форме и потолку сравнивают с перевернутым кораблем, в носовой части которого расположилась часовня.

Со двора Богадельни, где находится колодец, из которого раньше черпалась вода, открывается великолепный вид на крыши госпиталя сделанного в традиционном  бургундском стиле. Спускающаяся до галерей кровля с люкарнами вся полностью покрыта лакированной черепицей рисунок которой остается до сих пор бургундской загадкой. Многие видят в этом странном орнаменте состоящем из пяти цветов магические зашифрованные знаки и символы кельтов. Переливаясь под воздействием солнечных лучей, крыша госпиталя напоминает громадное импрессионистическое полотно, мозаику, которой покрыта вся Богадельня.

В главном зале для больных вдоль стен расположены  кровати, закрытые ширмами. И замыкает зал великолепная часовня. Мы в святая святых, в Храме Божьем, где лечат души и тела нищих, больных и страждущих!

В часовне находился полиптил знаменитого фламандского художника Роже Ван Дер Вейдена (Roger Van der Weyden) « Страшный Суд». Примечательно и то, что полиптик был расписан с той и другой стороны и открывался только по праздникам. На закрытых створках полиптика в будничные дни больные могли созерцать создателей Бонского Хосписа Николя Ролина и его жену Гигонь Де Салин.

20_thumb

Сегодня шедевр Роже Ван Дер Вейдана выставлен в специальном зале, где в течение всего дня передвигается вдоль полотна громадная массивная линза, через которую можно разглядеть каждую деталь сцены «Страшного Суда».

В праздничные дни, когда политик открывали, вниманию больных  представала картина  «Страшного Суда» состоящая из 9 панно.

Центральную  часть  этой  композиции занимал восседающий на троне Иисус в роли судьи, и архангел Михаил, взвешивающий души смертных на весах.

Апостолы и святые, расположившиеся по правой и левой стороне от Иисусу, за Марией и за Иоанном Крестителем следили за тем, как грешники отправлялись в ад,  а спасенные в рай. С одной стороны ангел принимал спасшихся на пороге церкви, а с другой грешники горели в аду, пожирая самих себя.

В 15-18 веках посреди зала ставились столы для больных, которые могли передвигаться. Если поднять голову можно обратить внимание на богатый декор деревянных балок и перекладин, которые поддерживают полусферический расписной потолок.

Часто зал по своей форме и потолку сравнивают с перевернутым кораблем, в носовой части которого расположилась часовня. Перед  алтарем в часовне, находящейся в центральном зале для больных,  бронзовая плита на полу с инициалами Гигонь Де Салин указывает на место захоронения  жены Никола Ролина, умершей  в 1470 г. Напротив, с другой стороны, над входом  в зал, можно увидеть статую Иисуса Христа, сделанную из единого куска дуба, которому, по проведенному несколько лет назад анализу,  более 1000 лет.

burgundy-beaune-hospices_7

Картины королевского художника Исаака Мyaйона (Isaac Moillon), украшающие стены и потолки, рассказывают историю 9 чудес, реализованных Иисусом Христом при жизни.

Палата Святого Гюга (Saint Hugues), находящаяся чуть дальше, завораживает своим декором и богато оформленным  убранством. Все здесь контрастирует с центральным залом. Картины  королевского художника Исаака Мyaйона (Isaac Moillon), украшающие стены и потолки, рассказывают историю 9 чудес, реализованных Иисусом Христом при жизни.  Палата святого Гюга была реконструирована во второй половине 17 века и предназначалась для тех, кто мог сам оплачивать медицинские услуги госпиталя.

В зале святого Николая раньше находились неизлечимые и тяжело больные. Сегодня зал представляет по себе коллекцию медицинских инструментов 15-18 в. Мурашки идут по коже, когда представляешь, что этими «примитивными орудиями труда» долбили черепа и резали тела больных в надежде вылечить тот или иной недуг и облегчить муки и страдания пациента. Интересно заметить, что  Людовик 14 заезжая в бонский госпиталь в свои 20 лет, отказался останавливаться в Богадельне, и был удивлен, когда увидел умирающих женщин и мужчин в одной палате вместе.  Король даже выделил необходимую сумму, чтобы разделить и сделать женскую и мужскую палаты отдельно. Но как всегда денег в бюджете не хватало и реализация проекта затянулась  на десятки лет.

Сокровищем госпиталя  является зал, где выставлены гобелены и сундуки 15-17 веков, выполненные во фламандском стиле.  Основная коллекция представляет композицию состоящую из нескольких гобеленов на тему  Блудного сына.

Символ гуманизма и милосердия

Сегодня Бонская Богадельня является не только символом первых медицинских учреждений, но и символом гуманизма и милосердия. Ведь именно с конца XV в. и в течение xVI столетия монашеский орден Бонского госпиталя сестер милосердия стал проповедовать идею гуманизма и снисхождения к ближнему и к немощному мира сего, к тому, кто нуждался в помощи и поддержке.

Десятки госпиталей стали появляться как на территории Франции, так и на территории всей Европы.

В каком-то смысле можно сказать, что Бонский госпиталь положил основу и внес громадный вклад в сегодняшнюю систему французского здравоохранения, которая усовершенствовалась на протяжении веков. Не зря сегодня говорят, что лучшая система здравоохранения в мире во Франции, где даже бездомный,  или  тот у кого нет  медицинской страховки  имеет право на медицинское лечение и обслуживание.  Здесь есть чему поучиться ! Только на все нужна воля, снисхождение, и милосердие !

Комментарии закрыты